Kievtown.net Туристический портал для путешествующих в Киев | ||||
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ: Реклама |
Адрес: ул. Банковая, 10 Как добраться: доехать на метро до ст. Крещатик с выходом на ул. Институтскую, затем пройти вверх до улицы Банковой; выйти на ст. метро Крещатик (Городецкого) и идти по ул. Городецкого, через площадь И. Франко, мимо театра им. Франко вверх.
Дом с химерами, пожалуй, самое известное здание в Киеве. Сейчас дом располагается в центре Киева, в паре десятков метров от Дворца президента Украины, а в начале 20 века все было иначе. Тогда в этой части Киева, довольно необжитой и неухоженной, проводились работы по благоустройству. На месте осушенного Козьего болота построили здание театра Соловцова (нынешний театр им. И. Франко), а участок земли на обрыве, возвышавшемся над театром, продавался на городском аукционе по символической цене, т.к. по мнению специалистов он был совершенно не пригоден для строительства. Поэтому всеобщее удивление вызвало решение архитектора Владислава Городецкого строить именно в этом месте дом для своей семьи. Полное имя польского архитектора - Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, именно так звали автора здания эпохи модерна, которое стало одним из главных архитектурных памятников Киева. По одной из версий, идея строительства дома обрела неожиданное подкрепление благодаря спору. Говорят, что в 1902 году в киевском ресторане встретились три архитектора: Александр Кобелев, Владимир Леонтович, и Владислав Городецкий. В ходе дружеской беседы выяснилось, что Городецкий купил дешевый участок земли на Банковой, и собирается там строить дом. Зная о непригодности этого участка для постройки чего бы то ни было, коллеги были несказанно удивлены, и выразили скептицизм по поводу затеи Городецкого. Тут же архитекторы заключили пари, по условиям которого Городецкий должен был в течение 2 лет выстроить на склоне холма дом, что он и выполнил с небывалым размахом и успехом как раз в канун своего сорокалетия. Сам Городецкий на приеме, организованном по случаю окончания строительства, сказал такие слова: "Дом, конечно, странный, но не найдется в Киеве ни одного человека, который бы, проходя мимо, не остановил на нем свой взгляд". Он оказался прав, мимо этого дома равнодушно пройти невозможно. Дворец президента, расположенный по соседству, получает от туристов гораздо меньше внимания и восхищенных взглядов, чем этот удивительный сказочный замок.
Дом с химерами построен в стиле модерн, он вырос на улице Банковой в период 1902-1903 гг. За год построили само здание, и еще два года было потрачено на внешнюю и внутреннюю отделку. Это был первый дом в Киеве, построенный с использованием нового материала – цемента. Осуществление такого проекта могло служить еще и рекламной акцией продукции промышленника Рихтера, занимавшегося производством цемента. Чтобы создать устойчивое основание для дома, в холм вбили около 50 бетонных свай на глубину 5 метров. Со стороны улицы Банковой здание имеет три, а со стороны театра им. Ивана Франко – шесть этажей. И внешнее оформление дома, и внутренние интерьеры не повторяются больше нигде, в них отразились не только фантазия и мастерство архитектора, но и его страсть к охоте. Снаружи здание представляет собой незабываемое зрелище. Фасад богато украшен фигурами реальных существ гипертрофированных размеров. Здесь и девушки верхом на рыбах (их часто принимают за русалок), раскинувшие свои сети; и дельфины, и морские гады, крокодилы, огромные жабы, кувшинки небывалых размеров, головы носорогов, антилоп; стремительно бегущие по стройным колоннам ящерицы; орлы, хищно распростершие крылья; слоны, хоботы которых служат водостоками при дожде. Все эти элементы декора по своим рисункам выполнил известный в те годы скульптор Элио Саля. Изначально дом строился, как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жилье такого уровня было не по карману. А один этаж – третий со стороны двора и первый со стороны центрального входа с улицы Банковой, занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат рассчитывалась таким образом, чтобы первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных. Это и логично, ведь обслуживающий персонал должен был просыпаться первым, чтобы ко времени пробуждения жильцов приготовить все необходимое. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно работал в это время, а к вечеру заглядывало в гостиную.
С левой стороны от центрального фасада была устроена альпийская горка с фонтаном. Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Помимо того, что дом был оснащен всеми необходимыми удобствами, из комнат нижних этажей имелись выходы во внутренние дворики (обычно в доходных домах таких излишеств не предусматривалось). Рядом с домом располагался небольшой сад, а в саду стоял хлев. Здесь, в центре Киева, жила корова, и Городецкий очень гордился тем, что завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком. Что касается внутреннего декора – он еще более прихотлив, чем украшения снаружи. По правилам, которые диктовал модерн, дом должен быть красивым не только снаружи, но и внутри, и Городецкий блестяще справился с этой задачей. Если входить с главного входа – именно отсюда попадают в дом нынешние высокопоставленные гости президента Украины, первое помещение вызывает неподдельное восхищение. Стены прихожей покрыты росписями, на которых изображен подводный мир с затонувшими кораблями. По центру потолок украшает лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога выполнены в виде сочетания морских раковин, ежей, растений, все они разукрашены в разные цвета и покрыты перламутром. Изготовлен этот огромный осьминог из гипса, его щупальца спускаются до самых стен. Если лепнина в первом зале оригинальная, то люстра была утрачена, а нынешняя – это копия, восстановленная по фотографиям. Она также выполнена из перламутра и гипсовых элементов. Влево уходят комнаты, принадлежавшие семье Городецких. В этой части дома и на лестнице, ведущей вверх, в ходе реставрационных работ, которые проводились по старым фотографиям, сделанным самим Городецким, был восстановлен облик дома, а часть помещений утративших декор во второй половине 20 века, просто отремонтировали. В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал. Самой яркой деталью этой комнаты тоже является лепнина, изображающая сплетения ирисов. Выполнена она в белом, розовом и светло-зеленом тонах. Кроме того эта комната, как и все остальные украшена охотничьей атрибутикой – на стенах здесь висят оленьи рога - совеобразный архитектурный авторгаф Городецкого. В бывшей гостиной, как и в остальных комнатах, есть печь, выложенная керамическими изразцами удивительной красоты. Все печи в доме исправны и их можно растопить в любой момент, но поскольку в здании давно функционирует централизованное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью.
Главным акцентом столовой можно назвать люстру – при ее изготовлении были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой тоже очень затейлива – она изображает различные овощи: здесь можно рассмотреть и чеснок, и артишоки, и свеклу, и многое другое. В хорошем состоянии до наших дней сохранилась и комната, в которой сейчас располагается гардеробная. Посуда и картины в этих комнатах и в остальных помещениях не являются оригинальными предметами обстановки - это экспонаты из коллекции музея. Из зала-прихожей со спрутом, на верхние этажи ведет лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: здесь и подбитый олень, и заяц, и целые гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также из еловых ветвей и шишек. Между 4 и 5 этажами на лестнице еще при Городецком был установлен электрический светильник в виде гигантского сома – он работает и сейчас. Характерно, что если снаружи здание украшают живые животные, то внутри все они представлены уже в виде охотничьей добычи. Известно, что Городецкий приобрел рядом еще один участок для постройки второго дома, но пристрастие к охоте забросило архитектора в Африку. Сафари в Кении стоило немало, поэтому в 1912 году Городецкий заложил особняк Киевскому обществу взаимных кредитов, и вернуть себе его уже не смог. В 1913 году Дом с Химерами приобрел Данила Балаховский, служивший агентом французского консульства в Киеве. В период после Октябрьской революции и до Великой отечественной войны Дом с химерами был коммуналкой, причем, в эти годы он наименее пострадал, т.к. проживали в нем преподаватели, работники искусства, которые уважительно относились к мастерству архитектора. После ВОВ дом стал больницей ЦК КПУ. Это был самый несчастливый период для здания. Все стены выкрасили масляной краской. В некоторых комнатах количество слоев достигало 16 – все это реставраторам пришлось смывать, чтобы раскрыть уцелевшие росписи. Медицинская аппаратура, прикрепленная к стенам, создавала вибрацию, и в них появились глубокие трещины. Для стабилизации здания нижние этажи засыпали землей, но ситуацию это не спасло. Начали рушиться бетонные фигуры, украшающие фасад здания (внутри они были полыми). Дом с химерами – одна из самых интересных достопримечательностей Киева, погибал. В это время закрывалась на ремонт резиденция президента Украины – Мариинский дворец, и перенести ее было решено в старинное здание на Банковой. В 2003-2004 г.г. была проведена реконструкция здания, которая по оценкам специалистов обошлась в 30-40 миллионов гривен. Скульптуры с фасада сняли, заполнили изнутри специальным составом и покрыли краской, которая в течение 25 лет гарантированно будет предохранять их от воздействия атмосферных явлений. Стены здания также укрепили с применением современных технологий. Объем реставрационных работ включал в себя и возрождение внутренних интерьеров дома, росписей, паркета. По окончании реставрации дом приобрел статус Малой резиденции президента Украины, предназначенной для приема зарубежных делегаций. На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", который является филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея различные предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея является "Острожская Библия" печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда, изготовление которой датируется 16 столетием до нашей эры, а также прочие раритеты. Музей работает только по субботам. Проводится четыре экскурсии в день по предварительной записи.
Легенды и мифы:
Жители Киева и гиды придумали романтичную и трагичную историю возникновения такого удивительного дома. Они говорили, что Городецкий построил этот дом в память о дочери, которая утопилась в Днепре (по другой версии - в Средиземном море) то ли от несчастной любви, то ли из-за неурядиц в семейной жизни. Вот, мол, обезумевший от горя отец, и воздвиг этот склеп. Хотя, на самом деле дочь Городецкого прожила долгую жизнь, дождавшись внуков. Самый скандальный миф гласит о том, что автор проекта вовсе не Городецкий, а инженер Николай Добачевский. Но доказательств этому нет никаких. Все чертежи подписаны самим Городецким, который уже заявил о себе, как оригинальный и самобытный архитектор, в своих более ранних работах.
|
Историческая справка: 1902-1903 г. – построен Дом с химерами 2003-2004 г. – реставрация здания
Авиабилеты дешево
buruki.ru - дешевые авиабилеты
|
|||||||||||
|
|||||||||||||