ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Kievtown.net

Туристический портал для путешествующих в Киев


     

ЭКСКУРСИИ ПО КИЕВУ:

Обзорная экскурсия по Киеву

Экскурсия по Киево-Печерской Лавре

Прогулки по Киеву

 

Реклама


Экскурсия по Киево-Печерской Лавре

 

Святые врата

Киево-Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В последнее время говорят о том, что все музеи из Верхней Лавры будут выселены, а территория заповедника целиком перейдет в управление монастыря, но пока окончательное решени по этому вопросу не принято. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные).

Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся на территории Киево-Печерской Лавры. В Нижней Лавре располагается действующий мужской монастырь, находятся Ближние и Дальние пещеры.

Возвращение части Киево-Печерской Лавры церкви было приурочено к празднованию 1000-летия крещения Руси. В настоящее время монастырем руководит архиепископ Павел. На территории монастыря находятся действующие церкви, иконные лавки, колодцы со святой водой, пещеры, в которых покоятся мощи святых, а также небольшое кладбище. Все части Киево-Печерской Лавры отделены друг от друга высокими каменными стенами, а сообщаются воротами и галереями. Крестовоздвиженская церковь прикрывает вход в Ближние пещеры, Аннозачатьевская – вход в Дальние пещеры. Вход для верующих, которые идут молиться в храмы Нижней Лавры – бесплатный.

Троицкая церковь

Согласно древним источникам, в частности, в Повести временных лет, первым насельником и основателем пещерного монастыря стал Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция). Добравшись до Киева, Антоний поселился в пещере, которую некоторое время назад выкопал для себя священник Илларион. После того, как в 1051 году Илларион был назначен киевским митрополитом, пещера пустовала. О подвижнической жизни Антония узнали люди и стали приходить к нему за благословением, приносили пищу или одежду. Были и такие, которые просились в его пещеру на поселение. В течение некоторого времени Антоний жил в пещерах с 12-ю такими единомышленниками. Они расширили пещеры, обустроили кельи, построили подземный храм.

Позже, при преподобном Феодосии, пещерная обитель стала слишком тесной для возросшего числа насельников, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи. Деятельность монастыря была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.

Троицкая церковь

Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с домонгольских времен получил статус Лавры. Лаврой обычно называют крупные монастыри, которые можно сравнить с небольшими городками, в которых существуют отдельные улицы ("лавра" с греческого языка буквально означает "улица"). И уклад в этих монашеских городках подчинен четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения, а в 1240 г. - от нашествия орды хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн, но неизменно восстанавливался и продолжал свою деятельность.

Музеем Киево-Печерская Лавра стала после революции 1917 года, а до революции это был крупнейший религиозный центр, и в Святую Лавру шли православные люди, паломники, как в Мекку мусульмане.

Главная задача всех паломников была пройти через Святые, или, как их еще называли, Царские врата, при прохождении которых грешникам отпускалась половина грехов, а вторая половина отпускалась в пещерах, где самое главное было – не споткнуться. Если человек спотыкался, считалось, что грехи его тянут вниз, к земле, и грехи ему не отпускались. В стародавнее время вход через Святые врата был разрешен только князьям и высшему духовенству, остальной люд входил в монастырь через калитки, обустроенные по бокам врат. Калитки эти до нашего времени не сохранились, а обычай снимать головной убор, когда проходишь Святые врата остался. Над Царскими вратами находилась самая древняя в России чудотворная икона Успения Божией Матери. Предание гласит, что икону принесли в монастырь в 1073 году из Царьграда святые строители, которые получили ее для Печерского монастыря прямо из рук Богоматери, благословившей их на строительство Успенского собора.

Троицкая церковь

Непосредственно примыкает к Святым вратам Троицкая Надвратная (Трехсвятительская) церковь. Это самый старый храм на территории Лавры. Основан он был в древности, на крепостной стене, и выполнял роль сторожевой башни. С тех пор церковь ни разу не разрушалась и кардинально не перестраивалась. Храм имеет вид прямоугольника, и отличается очень скромными размерами (10 м на 8,9 м). Возведен он был в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давыдовича, который принял постриг и стал известным как монах Святоша. Построена церковь, как и другие ранние сооружения, из камня и тонкого кирпича-плинфы.

В помещении Трехсвятительской церкви нет хоров, а в когда-то не было и притвора. В старину Троицкая Надвратная церковь была очень скромно украшена. Южный фасад, остался практически в первозданном виде, он дает представление том, как эта церковь выглядела в то время.

Внутреннее убранство Троицкой церкви в Киево-Печерской Лавре обновлялось достаточно часто. В первой трети 18 века ученики лаврской иконописной школы расписали стены и своды фресками на библейские темы. Образы иконостаса и настенной живописи отвечают строгим требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская Лавра. Согласно этим требованиям, лики святых должны отражать глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание неизвестного будущего. Позже, в 1900 - 1902 гг. группа художников расписала участки стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.

Троицкая церковь

В интерьере Троицкой Надвратной церкви сразу же обращает на себя внимание резной позолоченный деревянный трехъярусный иконостас удивительной красоты. Иконостас был изготовлен в 1734 г. лаврскими резчиками в стиле украинского барокко из липы в технике "сквозной резьбы". Большая 16-ти свечная люстра-паникадило украшает центр храма. Паникадило было отлито в 1724 году, вес его – 664 килограмма.

Вдоль стен храма стоит ряд деревянных расписных скамей, которые были изготовлены также в 30-х годах 18 столетия. Называются эти скамьи стасидиями. Стасидии предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря, которые не имели сил присутствовать на службе стоя.

Пол Трехсвятительского Надвратного храма выложен фигурными чугунными плитами. Эти плиты были отлиты на Брянских заводах Демидова в 1732 году на средства промышленника. За это Демидову были отпущены все грехи совершенные и будущие.

Прямо от Святых ворот и Трехсвятительской церкви царская улочка проходит к Успенскому собору. По обе стороны аллеи находятся корпуса-галереи. Здания были построены в 20-х годах 18 столетия, вместо деревянных, сгоревших во время пожара 1718 года. Корпуса разбиты на кельи, каждая из которых была когда-то жилищем лаврского соборного старца. В годы Великой Отечественной войны кельи были разрушены. Восстановлены они в 1948 - 1963 гг. Сейчас в бывших кельях размещаются выставки и лавки.

Успенский собор

По ходу в направлении Успенского собора, справа, высится Большая Лаврская колокольня – самая высокая колокольня в Киеве. Высота колокольни – 96,5 м. Толщина стен первого яруса достигает 8м, фундамент залегает на 7 метров вглубь. Сооружение колокольни продолжалось в 1731-1745 гг. Воплощением проекта в жизнь руководил известный архитектор Й.-Г. Шедель. На третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов. Колокол весом в 1000 пудов отливал прямо в Киево-Печерской Лавре Г. Лукин. Еще один колокол, который весил 1636 пудов, П. Финляндский отлил в Москве. В 1744 г. на четвертом ярусе установили башенные часы с курантами, а в 1903 году их сменили на новые, выполненные московским мастером А. Енодиным. В 2005 году донецкими металлургами был отлит новый, семитонный колокол, который планируется установить на третьем ярусе колокольни.

Успенский собор – Великая Печерская Церковь – это главный храм Киево-Печерской Лавры. Успенский собор был первым каменным сооружением, построенным на территории Печерского монастыря, и он же был самым древним храмом Лавры. Собор находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году.

Успенский собор

Строительству Успенского собора предшествовало несколько знамений, говорится в Патерике Печерском. Предания рассказывают, что сама Богородица, призвав в Константинополе четырех церковных мастеров во Влахернский собор (в котором хранились ризы Царицы Небесной), сказала им: "Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве". От нее строители получили ее образ, мощи семи мучеников и деньги на 3 года строительства. Мощи должны были лечь в фундамент церкви, а икона - стать храмовой. Мастерам был явлен в небе образ церкви, которую им предстояло возвести, и было сказано: "Меру же я послала — пояс Сына Моего". Известно, что средства на постройку храма пожертвовал варяжский воевода Шимон (Симон). Это он принес преподобному Антонию золотой пояс и золотой венец c родового образа Распятия, о котором говорила Богородица строителям. Шимону дважды, в самые трудные моменты его жизни, была явлена в небе церковь. Объявлено ему было и соотношение пропорций небесного храма: 20-30-50.

Когда зодчие пришли из Царьграда в Киев и спросили преподобных Антония и Феодосия: "Где вы хотите строить церковь?" В ответ услышали: "Где Господь укажет". Место будущего храма после молитв святых трижды обозначалось чудесным образом — выпадавшей росой и небесным огнем.

Успенский собор

Интерьер храма был расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. Выдающимся произведением резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен и заново расписан и украшен. В свое время внутренние интерьеры храма украшали росписи и В.П. Верещагина и других известных художников.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви. Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц, в основном это видные государственные, общественные и культурные деятели того времени. Здесь же хранились редкие ценности, библиотека Петра Могилы, археологические находки.

Успенский собор был разрушен во время Великой Отечественной войны - 3 ноября 1941 г. На центральной площади заповедника остались только его руины. Кто виноват в уничтожении храма, немецкая сторона или советская – до сих пор достоверно не известно. И только 9 декабря 1995 г. Президентом Украины Леонидом Кучмой был издан Указ о восстановлении Успенского собора. А в 2000 году – Успенский собор был заново построен.

Лаврская колокольня

Рядом с Успенским собором стоит ширококупольный храм, построенный в неовизантийском стиле. Это церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена она была в 1893-1895 гг. по проекту академика архитектуры В. Николаева. В период Великой Отечественной войны здание храма было повреждено, а после войны отреставрировано. У стены, между трапезной и Успенским собором расположены несколько погребений. Здесь похоронен генеральный судья Запорожского войска, легендарный В. Кочубей, полтавский полковник И. Искря, а также полковник Донского казачьего войска Ф. Фролов и премьер-министр России П. А. Столыпин. Известно, что на Столыпина в течение его жизни было совершено 18 покушений во время его поездок по разным городам Российской империи. Поэтому в своем завещании он указал, что если он будет убит, то чтобы хоронили его там, где это случится.

Рядом с Успенским собором, немного позади, с левой стороны расположилось здание Ковнирского корпуса – памятник архитектуры 17-18 веков. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины – один из самых интересных музеев Киева.

Церковь с трапезной

К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Типографию учредил известный ученый и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был Часослов (1616- 1617) - учебник для обучения грамоты. Всего в типографии было издано 100 тысяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами.

В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. В результате этого, в 18 веке сформировался тот архитектурный ансамбль Лавры, который преимущественно сохранился до нашего времени.

Пройдя по крутому спуску, который находится справа за Успенским собором, мы попадаем на территорию Нижней Лавры. Главной достопримечательностью для туристов и святыней для верующих людей здесь являются пещеры, в которых покоятся мощи лаврских святых. Вход в ближние пещеры прикрывает Крестовоздвиженская церковь, которая не перестаивалась, и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором и располагаются пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы.

Колокол

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) прикрывает вход в Дальние пещеры. Церковь была построена 1679 г. на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Нынешний облик церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина, который также построил и деревянную галерею с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений. После этого он был соборным старцем и смотрителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженном им еще при строительстве церкви.

Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 году. Выкопали их монахи Киево-Печерского монастыря. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умерших. Среди них Нестор-летописец - автор Повести временных лет, Симон и Поликарп - авторы Патерика Печерского, художник Алипий, врач Агапит, Илья Муромец, (Илия из Мурома) и другие. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних — преподобного Феодосия в 1074 г. Поэтому ближние пещеры сейчас называют Антониевыми, а Дальние – Феодосиевыми. В Дальних пещерах находятся три мироточивые главы, испускающие миро.

Кирилл и Мефодий

Сегодня лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 - 2,5 м и в ширину до 1,5 м, но многие значительно уже. Залегают пещеры на глубине от 5 до 15 м, причем, дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер -313 м, Дальних - 293 м.

В пещерах действуют по 3 подземные церкви, богослужения в них проходят и в наши дни. В стенах пещерных коридоров остались окошки келий пещерных отшельников, старцев-затворников, которые когда-то там уединялись и посвящали свою аскетическую жизнь молитвам и смирению.

Обряд погребения иноков в пещерах был введен во время правления преподобного игумена Никона, который принес его из Тмутаракани (ныне территория Краснодарского края). Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе, по которому строился весь уклад Печерского монастыря. Обряд отличается от обычного чина христианского погребения. Усопшему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную пещеру-локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь, но не был святым. В этом случае, черепа собирали отдельно, кости отдельно и перезахороняли. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали, и после этого инок причислялся к лику святых.

Некрополь

Отшельники – это иноки, добровольно заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях. Там они жили, не видя солнечного света, в тесных пещерах, освещаемых только светом лампадок, по несколько десятков лет. Они проводили свои дни в безмолвии и почти непрерывных молитвах, умервщляя плоть строгим постом и трудом. Первая степенно отшельничества была не столь строга, отшельники общались друг с другом в часы общих молитв. Вторая степень – затвор, была очень суровой и избиралась далеко не всеми иноками. Иноки, избравшие для себя строгую степень отшельничества, рыли отдельную узкую пещеру в пещерном коридоре и изнутри навсегда ограждали в нее вход, заживо хороня себя. Несколько раз в неделю избранный инок или игумен Пещерный подходили к малым отверстиям затворов, которые оставлялись для притока воздуха и передачи пищи, и оставляли там немного святой воды и просфору, испрашивали благословения и уходили. Если в следующий приход вода и просфора оставались нетронутыми – это означало, что затворник умер. Он считался уже отпетым и погребенным, поэтому после смерти его не тревожили. Согласно погребальному обычаю монастыря, по прошествии двух лет со дня смерти затворника погребение раскрывалось, и костные останки переносили в крипты - костницы. В случае, если останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте.

Основатели Лавры

Долгое время пещеры были закрыты для посторонних, и только в 15 веке началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья размещалось изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей - табличка с именем святого. Лик святого и прочие части тела укрыты покрывалом, у некоторых открыта рука – к ней можно было приложиться устами. Сейчас верхние панели рак сделаны из стекла, поэтому непосредственный контакт со святыми мощами для богомольцев исключен. С середины 17 по 18 век пещеры начали реконструировать и расширять, чтобы приспособить их для посещения большого числа паломников. Стены и своды укрепили, стены штукатурили и украшали росписями. Мощи многих святых были извлечены из локул, уложены в раки и выставлены в специальных нишах (аркосолиях), выдолбленных по обе стороны пещерных ходов.

В 19 веке в соответствии с решением Духовного собора Лавры, для нетленных мощей были изготовлены новые раки из кипариса, дуба, липы, расположили на одном уровне. Шелковые, парчовые и бархатные покрывала были расшиты жемчугом, бисером, золотыми и серебряными нитями. Полы в пещерах вымостили чугунными плитами.

Сейчас вход в пещеры для всех бесплатный. Символической платой является свеча, которую обязательно нужно взять с собой в пещеры. Зажигается свеча при входе, нести ее нужно определенным образом – об этом можно узнать из картинки, которая находится при входе, или из разъяснения проводника. Поход по пещерам с проводником платный. Свечу можно выбросить при выходе из пещер в специальный контейнер, а можно забрать с собой, считается, что она вбирает в себя часть благодати святых, особенно, если вы дотрагивались ею до рак, в которых покоятся мощи, и произносили молитву. Осмотр пещер с проводником хорош, если вы идете малочисленной группой. В другом случае из-за узости коридоров последний человек в группе может не услышать рассказ проводника. Освещение в пещерах слабое, поэтому свеча выполняет еще и осветительную роль. Людям, которые боятся замкнутого пространства и темноты, одним лучше в пещеры не спускаться, или же придерживаться любой группы. Женщинам нельзя отправляться в пещеры в брюках (по территории монастыря ходить в брюках можно). Если вы приехали в Киево-Печерскую Лавру в брюках, это не значит, что вы не попадете в пещеры. При входе, там же, где можно приобрести свечу, напрокат можно взять специальную юбку-фартук, оставив залоговую сумму, которую вам отдадут при выходе.

Вид на Лавру

Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан преподобным Антонием, а другой - преподобным Феодосием. Здесь можно умыться, набрать святой воды с собой.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в "Ветхом" монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Поскольку захоронения производились со времени возникновения Киево-Печерского монастыря, то мест для погребения оставалось все меньше. Духовное начальство вынуждено было вводить ограничения для желающих быть погребенными после кончины на святом месте. В каждом отдельном случае нужно было разрешение высшего духовного руководства, и захоронение в Лавре стало особой привилегией, которой удостаивались либо выдающиеся личности, либо те, у кого было достаточно средств, чтобы заплатить немалую по тем временам сумму. Среди тех, кто похоронен на территории Киево-Печерской Лавры и Софья Аксакова (1823-1885 гг.) - дочь известного русского писателя С.Г.Аксакова. Согласно преданию, род Аксаковых происходил от легендарного Шимона Африкановича, на средства которого был возведен в 11 в. Успенский собор в Киево-Печерском монастыре.

Нижняя Лавра

Учитывая уникальность лаврского архитектурного ансамбля, значение Заповедника в развитие отечественной и мировой науки и культуры, 14-и сессия Международного комитета ЮНЕСКО внесла Киево-Печерскую Лавру в список памятников всемирного значения. В наши дни катастрофическое состояние Лаврского заповедника может привести к его исключению из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, на протяжении последних лет памятники Лавры разрушаются быстрее, чем реставрируются. Среди причин такого состояния - правовая неурегулированность статуса заповедника, и непрофессиональная интенсивная хозяйственная деятельность монастыря Московского Патриархата. Из-за разрушения верхних слоев грунта пещерного комплекса, влажность, а также температура внутри пещер, которая столетиями поддерживалась на уровне 14 градусов по Цельсию, изменились. Сейчас температура колеблется в пределах от 15 до 28 градусов, а это ведёт к разрушению мощей, хранящихся внутри пещер. Исключение Лавры из списка культурного наследия ЮНЕСКО, автоматически повлечет за собой исключение и Софии Киевской, так как в 1990 году оба заповедника были внесены в список как один объект.

На территории Киево-Печерской Лавры также находится большое количество других объектов: колокольни, странноприимный двор, церкви, музеи, о которых мы не упомянули. Но территория Лавры и количество интересных и важных объектов на ней таково, что все это невозможно внимательно осмотреть за один день в течение одной экскурсии. Вход на территорию Верхней Лавры платный. Для посещения музеев входные билеты покупаются отдельно, в музейных кассах. Отдельный билет нужен и для подъема на Большую Лаврскую колокольню. Для того, чтобы произовдить любительскую съемку внутри храмов на территории верхней Лавры, нужно также приобрести отдельный билет. Снимать объекты снаружи можно бесплатно. По вечерам (после 18 ч., летом – после 19 ч.) вход на территорию музейной Лавры становится официально бесплатным, однако тогда закрывается часть Нижней Лавры, пещеры и музеи. В некоторые дни вход на территорию Лавры свободный: по Двунадесятым праздникам, во всемирный День музеев, День Киева, День независимости Украины, День знаний.

 

 

 

Авиабилеты дешево

buruki.ru - дешевые авиабилеты